Молодому специалисту

КАК БЫТЬ УСПЕШНЫМ

Как быть успешным

  1. Любите себя в профессии, иначе синдром эмоционального выгорания   педагога настигнет вас раньше 25 лет работы по специальности.
  2. Будьте внимательны и доброжелательны к окружающим.
  3. В течении первого года работы больше наблюдайте, слушайте, вникайте, меньше - говорите, высказывайте свои критические замечания, повышайте голос, капризничайте.
  4. Говорить о ребенке начинайте с хорошего, затем выделяйте проблемы и давайте несколько рекомендаций по их разрешению.
  5. Родители ваших воспитанников - люди ранимые, любящие своих детей. Поэтому педагогических ошибок не прощают или делают это с большим трудом.
  6. Не задавайте родителям вопрос: "У вас есть педагогическое образование?"
  7. Конфликтующий родитель не враг вам, а лишь человек, имеющий другой взгляд на проблему.
  8. Приняв группу после другого педагога, никогда не критикуйте предшественника! Лучше на основе его приемов работы выстройте свою систему и заслужите авторитет у детей и их родителей.
  9. Работу начинайте с изучения возрастных и психологических особенностей детей.
  10. Впервые придя в группу, постарайтесь разглядеть все, что требует изменений. Запишите их, чтобы выполнить в ходе деятельности. Иначе привыкнув, мы многое не замечаем и забываем.
  11. Соблюдайте традиции учреждения и его Устав.
  12. Обязательно и регулярно посещайте открытые мероприятия коллег. У каждого педагога есть свои "изюминки" в работе. Ищите их и применяйте в деятельности!
  13. При поиске разрешения возникающих вопросов и проблем обращайтесь за советом к тем, кто работает рядом. Вам обязательно помогут!
  14. Аккуратно ведите документацию, избегайте исправлений, ошибок.
  15. Чаще улыбайтесь и верьте в себя и свои силы! У вас все получится!!!

Удачи!!!!

свернуть

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ

1. Готовьте материалы для занятий с вечера.

2. Помните, что педагогическое образование именно у вас, а не у родителей. Особенно важно это помнить, если родители с претензиями: вы неправильно учите, воспитываете и т.д.

3. Не молчите, если вам что-то непонятно. Спрашивайте у заместителя заведуюшего по ОД, у наставника, у коллег. Помните, что опыт приходит не сразу.

4. Будьте тактичны и доброжелательны в общении с родителями. Не нужно делать из родителей врагов, но и заискивать перед ними не стоит.

5. Ошибаться – не страшно. Кстати, здорово, если этому вы научите и своих детей: ошибаться можно. Это не страшно, ведь мы только учимся.

6. Если вы пришли в группу, в которой уже работает постоянный воспитатель – спросите какие правила в группе, как педагог работает с детьми, как общается с родителями. Это важно для того, чтобы придерживаться единого стиля. Разный подход к работе может привести к нарушению дисциплины и конфликтам.

7. Безопасность детей – один из главных принципов в нашей работе.

8. Не обсуждайте свою напарницу с коллегами, и тем более – с родителями.

9. Помните о том, что любовь творит чудеса, особенно в работе с детьми

свернуть

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАНЯТИЮ

 I Определение темы и ведущих понятий

1.Четко определить и сформулировать тему.

2.Определить место темы в учебном плане

3.Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие

  1. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях
  2. II. Определение целей и задач

 Определить целевую установку занятия – для себя и детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию занятия.

III. Планирование учебного материала

  1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только то, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
  2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
  • Узнавание нового материала
  • Воспроизведение, применение ЗУН (знаний, умений и навыков детей) в знакомой и не знакомой ситуации
  • Творческий подход к заданию
  1. . Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному»
  • Подводящее детей к воспроизведению материала
  • Способствующие осмыслению материала
  • Способствующие закреплению материала
  1. Продумывание «изюминки» занятия

Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, приём, который подходит для средней, но не подходит для ясельной или подготовительной группы. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, занимательный опыт, нестандартный подход к уже известному.

  1. IV. Группировка отобранного материала

Для этого продумать, с какой последовательностью будет организовано работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.

Главное при группировке – умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

  1. V. Планирование контроля за деятельностью детей

Продумать:

  • Что контролировать,
  • Как контролировать,
  • Как использовать результаты контроля.

Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к из работе.

  1. VI. Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает.

свернуть

ПАМЯТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОГУЛОК

  1. Разработку прогулки начните с календарного планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.
  2. Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.
  3. Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.
  4. Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.
  5. Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.
  6. При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников. Прогулку начните с наблюдения. Это могут быть наблюдение за объектами живой и неживой природы, людьми разных профессий.
  7. Включите в прогулку трудовую деятельность. Это может быть помощь ребят в расчистке участка от снега, осенью — листьев и т.д.

СТРУКТУРА ПРОГУЛКИ

  1. Наблюдение.
  2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
  3. Индивидуальная работас детьми по развитию движений, физических качеств.
  4. Труд детей на участке.
  5. Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

 

свернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ

1.Сделайте так, что бы родители чувствовали себя комфортно и непринужденно, но в то же время сохраняйте деловую манеру общения. Соблюдайте конструктивную дистанцию, помогающую оптимальному общению. Для одобрения используйте короткие фразы, означающие согласие понимание и побуждайте родителей продолжить повествование. Слова: « Да, понимаю, конечно, продолжайте, так, угу» - приглашают говорить свободно и непринужденно. Они означают: « Продолжайте, я нахожусь с вами и внимательно вас слушаю». Помехами в эффективном взаимодействии служат фразы: « Давайте быстрее», «Говорите, я слушаю», « Это кто вам сказал?».

  1. При работе с семьей вы отвечаете за свои знания и технологию доступа к разрешению проблем, а родители отвечают за собственную активность, искренность и желание осуществить изменения своего ролевого поведения. Четко представляйте границы своей компетентности.  При недостатке мотивации у родителей ( Да мы хотим, что бы проблема решалась, но не хотим прилагать к этому никаких усилий) помните, что у вас нет волшебной палочки для решения проблем семьи. Используйте свое умение делиться сомнениями  и говорить правду самому себе: « Что могу сделать и с чем я не могу справиться».  

3.Обращайтесь к членам семьи за помощью и советом. Вам помогут вопросы: «Как раньше вы справлялись с трудностями, что вам помогало?», « Что вы еще не делали, что бы решить эту проблему?», « Как вели значимые для вас люди оказавшись в подобной ситуации?» и т. п. Практически каждая семья знает решение своей проблемы, и вам необходимо помочь семье принять правильное решение.

  1. Ваша задача – помочь семье посмотреть на  свои проблемы со стороны, акцентировать и обсудить те стороны. Которые, будучи источником трудности, обычно не осознаются и поэтому не контролируются. Обсуждайте положительные и отрицательные стороны cложившихся стереотипов поведения ( Что самое плохое для вас в сложившийся ситуации?) Используйте специальные задания, упражнения, тесты для раскрытия актуальных и потенциальных возможностей родителей, для того, что бы помочь им яснее и четче осознать свою проблематику.
  1. Основное внимание в процессе консультирования обращайте на анализ сложившейся ситуации, особенности ролевого взаимодействия, поиск личностных ресурсов родителей и обсуждение способов разрешения проблем. Осуществляйте с родителями совместный поиск новых шаблонов поведения – « веера решений».
свернуть

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ (примерная схема)

  1. Соответствие    программного     содержания     возрасту    ребёнка    и программным требованиям.

2       Подготовка воспитателя к занятию .

  1. Эстетика занятия (внешний вид детей,  санитарное состояние группы, качество используемых пособий, дидактического материала и т.д.)
  2. Целесообразность использования и разнообразие наглядных пособий, демонстрационного и раздаточного материала.
  3. Умение создать рабочую обстановку на занятии.
  4. Разнообразие   методов   и   приёмов,   их   взаимосвязь,   методически грамотное и обоснованное их использование.
  5. Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет).
  6. Приёмы обеспечивающие эмоциональность и интерес детей.
  7. Приемы активизации самостоятельного мышления детей.
  8. Приемы подачи нового с опорой па имеющиеся у детей знания.
  9. Использование приёмов, способствующих снятию напряжения (физминутки, игровые упражнения и т.д.)
  10. Доступность,    логичность,     грамотность,    эмоциональность   

 речи воспитателя.

  1. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям в процессе занятия.
  2. Соответствие   продолжительности   занятия   возрасту детей   и   виду занятия ( традиционное, комплексное, интегрированное)
  3. Усвоение детьми программного содержания.
  4. Наличие познавательного интереса.
  5. Речевая активность детей на занятии.
  6. Умение работать с пособиями (если такая работа предусмотрена)
  7. Умение внимательно слушать воспитателя и действовать в соответствии с его указаниями.
  8. Поведение детей в процессе работы.

В продуктивных видах, деятельности                                                                                       

 2 1.Качество объяснения и показа приёмов работы воспитателем,

       22.Владение   детьми    необходимыми    навыками    в    соответствии    с возрастом.

  1. Качество детских работ.
  2. Оценка и анализ работ воспитателем и детьми.   
свернуть

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАНИЕ

Воспитание –дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более  важного как образование самого себя и своих ближних .  

Cократ                                                                                                                                                

Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт:

 "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ  ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ!".

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Воспитатель 21 века  -это:

- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- Умеющий  отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания  для реализации поставленных задач;

- Умеющий  организовать рефлексивную деятельность;

Обладающий  высокой степенью профессиональной компетентности,  педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

       САМООБРАЗОВАНИЕ -  осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная  на обогащение своих профессиональных знаний  и совершенствование методических приёмов работы с детьми дошкольного возраста. 

        Воспитатели дошкольного образования относятся к категории тех профессий, которые требуют  постоянного самообразования.

           

Основные направления самообразования

  • ознакомление с новыми нормативными правовыми документами;
  • изучение научно-методической литературы;
  • изучение актуальных  достижений педагогической науки;
  • ознакомление с современными педагогическими технологиями и методиками;
  • ознакомление с передовым  педагогическим опытом.

Темы по самообразованию

    Тему по самообразованию может предложить  заместитель заведующего по основной деятельности, а можно выбрать её самому.

       Выбирать тему самообразования можно:

  • каждый учебный год  новая тема,
  • обширная тема на несколько лет.

       Тема  по самообразованию должна быть нужной и перспективной  в сфере дошкольного образования. Целесообразно  выбирать тематику  с учётом  педагогического  опыта,  стажа.

Молодые специалисты:

  • индивидуальный подход в образовательном процессе,
  • планирование образовательного процесса,
  • организация работы с семьями воспитанников.

Воспитателям с опытом работы более 5 лет:

  • современные методики и технологии в дошкольном образовании,
  • современные  формы работы с семьями воспитанников.

             

Для опытных мастеров:

  • практика наставничества и помощи молодым специалистам,
  • исследовательская работа, основанная на педагогическом опыте.

 

Советы педагогам, занимающимся самообразованием.

  • Изучая вопрос,  исследуйте несколько источников. Такой метод научит  вырабатывать  своё мнение.
  • Учитесь работать с каталогами. Это сохранит  вам время!
  • Научитесь работать с информацией, собирать, накапливать.  Это пригодится вам для участия в  педагогическом совете, семинаре, семинаре-практикуме.
  • Будьте  открыты  к инновациям  в образовательном процессе. Создавайте свои компьютерные презентации и видео проекты.
  • Делитесь  опытом с коллегами!  

Формы представления результатов самообразования

  • Доклад на педагогическом совете.
  • Консультация
  • Выступление на семинаре, семинаре-практикуме
  • Проведение открытого занятия
  • Творческий отчёт
  • Проведение развлечений, досугов
  • Наглядно-иллюстративный материал
  • Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании. 

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Приоритетным направлением работы является повышение профессиональной компетентности кадров.

Управление процессом самообразования педагогов в учреждении дошкольного образования

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию — целенаправленной работе по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в соответствии с современными требованиями педагогической и психологической науки.

Методическая работа по организации самообразования воспитателей в учреждении может включать: - самодиагностику; - выбор темы, целей и задач самообразования; - определение содержания работы по самообразованию, вопросов для самостоятельного углубленного изучения; - самоконтроль, самоанализ и самооценку выполнения запланированного; - определение перспектив творческого роста, рекомендации по изучению и анализу результативности своей работы.

Тематику самообразования необходимо рекомендовать соответственно опыту и педагогическому стажу, профессиональному мастерству каждого воспитателя.

Самообразование невозможно без умения чётко формулировать цель, конкретизировать проблему, фокусировать своё внимание на главном, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.

Этапы и содержание деятельности по самообразованию           На первом этапе формируется потребность в самообразовании. Руководители учреждения дошкольного образования помогают воспитателю осуществить постановку целей и задач самообразования по результатам педагогической диагностики и всестороннего анализа деятельности педагога. Используются методы:   индивидуальные беседы, наблюдение, анкетирование.          Второй этап — теоретическое изучение проблемы. Тематическая подборка научной, научно-методической и художественной литературы, видеозаписей, материалов из опыта работы и др. Практическая деятельность воспитателя: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, мероприятий для детей и родителей и др.

Результаты самообразования могут быть представлены в форме: консультаций для сотрудников дошкольного учреждения; выступлений на заседании педагогического совета; открытых занятий и других мероприятий; картотеки по проблематике изучаемого вопроса; игр и пособий; рекомендаций по проведению образовательной работы; выставок работ детей или педагога; оформленного передового педагогического опыта.  

Основными критериями самообразования педагогов являются: творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, качество образовательного процесса, положительная динамика показателей развития дошкольников.

Самообразование даёт положительный результат в том случае, если оно ведётся целенаправленно, планомерно и систематически.  

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей самообразования, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, которые будут использоваться только в качестве демонстрационного материала. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом для повышения профессионального мастерства педагога, развития его личности.

свернуть
поделиться в: