Советы дефектолога

Необходимость автоматизации поставленных звуков в условиях сада

Социально значимой задачей в работе дошкольных учреждений является подготовка детей к успешному обучению в школе. Ключевые позиции в организации коррекционно-образовательного воздействия в условиях ДУ для детей с речевыми нарушениями принадлежат учителям-дефектологам. Однако воспитатели и родители самого ребёнка, существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы.      

Работа воспитателя и работа учителя-дефектолога различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Основное отличие: учитель-дефектолог исправляет нарушения речи, а воспитатель под его руководством активно участвует в коррекционной работе, закрепляет полученные у детей знания.

Воспитателю необходимо регулярно отслеживать динамику звукопроизношения у всех детей группы или у какого-то конкретного ребенка. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагогу нужно предлагать ребенку только тот речевой материал, который ему под силу, например, подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений попросить помочь учителя-дефектолога). Зная динамику звукопроизношения, у воспитателя возникает меньше проблем в занятиях, т.к. он знает, каких ответов можно ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у ребенка не провоцируется боязнь отвечать на занятиях; не происходит закрепление неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.

Все занятия, дидактические игры, режимные моменты  воспитателю необходимо использовать для упражнения детей в доступной самостоятельной речи. В течение дня воспитателю в такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, необходимо упражнять детей в кратких или развернутых ответах на вопросы (в зависимости от этапа коррекционно-логопедической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка). Утренние и вечерние прогулки укрепляют физическое состояние детей, обеспечивают полноценный сон.

Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями.

Одной из удачных форм является тетрадь взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей. Её использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние часы. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, координации общих моторных движений и мелкой моторики пальцев рук; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой.

         Воспитатель должен помогать  учителю-дефектологу в исправлении речевых нарушений, осуществлять ряд образовательных задач, предусмотренных учебной программой дошкольного образования. В группах воспитатель должен осуществлять такие коррекционные задачи:

-закреплять речевые навыки по заданию учителя-дефектолога, максимально пополнять, уточнять и активизировать словарный запас детей в процессе режимных моментов;

-осуществлять систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей на занятиях и в свободной деятельности;

-на своих занятиях включать задания на развитие внимания и памяти, стимуляцию словесно-логического мышления детей;

 -развивать моторику детей.

Индивидуальные занятия по заданию учителя-дефектолога  воспитатель может проводить во второй половине дня. Важно, чтобы в это время все остальные ребята были заняты тихими играми, не отвлекали занимающихся детей. Для этой цели подходят настольные игры, учитывающие особенности детей, способствующие их развитию и обучению.

Для развития мелкой моторики пальцев рук детям должны предлагаться различные шнуровки, мозаика, нанизывание бус, рисование по трафарету. При трудностях с конструктивной деятельностью детям можно предложить разрезные картинки, игры – пазлы, специальные кубики.

Воспитателем должен активно применяться и так называемый «речевой режим». Например, утренняя гимнастика. При выполнении некоторых упражнений, дети чётко произносят слово: «Ух!», «Хлоп!», «Топ!», при приседании: «Тук-тук-тук!», или: «Кап, кап, кап!» Говорить слова дети должны на выдохе.

Перед утренней гимнастикой, а так же перед каждым занятием ежедневно следует проводить артикуляционную гимнастику из 2-3 упражнений, хорошо усвоенных детьми и не требующих особого зрительного контроля. Например, такие общие артикуляционные упражнения как «Часики», «Качели», «Барабанщик».

При автоматизации звуков необходимо использовать ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста – игру.

Лексико-грамматические задания в игре должны быть направлены на повтор пройденного материала учителя-дефектолога. Например,воспитатель предлагает ребёнку поиграть в дидактическую игру, которая соответствует лексической логопедической теме. («Мамы-детки», «Наоборот»).

Совершенствование связного высказывания проходит в формировании полного ответа на занятиях по составлению рассказов и описаний по лексической теме. В играх и упражнениях «Я сказочник», «Не покажем, а расскажем».

Во второй половине дня воспитатель также может предложить детям потренировать мелкую моторику рук: «Собери бусы», «Выложи рисунок», «Колпачки», штрихование, лепка, вырезывание.

Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом ребёнка, произнесено и сохранено им в памяти. Для этого, ребёнок должен воспринимать его слухом и сознанием много раз, а чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен его часто повторять, закреплять не только автоматически, но овладевая при этом навыками самоконтроля. Закрепляя знания детей об осени, воспитатель должен уточнить их представления об осенних явлениях вопросами, побуждающими мыслить и повторять про себя: - Как мы узнали, что это осень? Дети поставлены перед необходимостью анализировать, выделять отдельные признаки осени: стало холоднее; листья желтеют, опадают; птицы улетают на юг и т.п.                                                                                          

В разных играх у детей формируются и закрепляются понятия о птицах, овощах, фруктах и так далее по содержанию календарно-тематического планирования работы в группе. Воспитатель может  предложить детям назвать овощи со звуком «С» (свёкла, редис, капуста), птиц со звуком «Р» (грач, ворона, сорока). На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструировании воспитатель должен учить детей не только техническим навыкам: владеть кистью, карандашом, уметь ровно закрашивать, лепить из одного куска, но и решает общеобразовательные задачи, расширять и обогащать словарь, работать над грамматически правильной речью. Например, дети лепят огурец и помидор, сравнивают их по форме, цвету, загадывают загадки. При объяснении воспитатель точно употребляет нужные слова, чётко проговаривает их, задаёт конкретные вопросы. В итоге занятия, при анализе работ, обращается внимание на самостоятельные ответы детей, как они ориентируются на образцы речи воспитателя, как грамматически правильно оформляют свои высказывания. Воспитатель должен стараться задействовать различные анализаторы, развивая зрительное, слуховое восприятие, тактильные ощущения детей, чередовать различные виды деятельности.

Музыкальные занятия, пение развивают дыхание, улучшают артикуляцию, подвижность речевых органов, закрепляют поставленные звуки. Пение способствует воспитанию выразительности речи, ладовая окраска помогает правильно интонировать. Большое место надо отводить и хороводным играм. При планировании прогулок, воспитатель должен продумывать конкретные наблюдения, продумывать вопросы, которые заставляют ребёнка думать, использовать художественное слово. Потом этот материал нужно повторить на занятиях по закреплению правильного звукопроизношения.                                                                                        Большой интерес дети проявляют к «Уголку природы». Правильное ведение календаря природы развивает и обогащает речь ребёнка, даёт многообразный речевой материал: погода дождливая, небо пасмурное, серое; день солнечный, ясный и т.п.

Во время еды воспитателю необходимо сообщать детям, что сегодня на завтрак, обед. Дети узнают названия блюд и приучаются пользоваться вежливыми словами. С отдельными, особенно трудными в речевом общении детьми можно во время подготовки ко сну закрепить обобщающие понятия «одежда», « постель», загадать загадку, например, про подушку, уточнить названия предметов его личной одежды. Индивидуальную и подгрупповую работу с детьми по закреплению речевых заданий можно также проводить, используя утреннее время, когда ещё мало детей. Таким образом, только комплексный подход в преодолении речевых нарушений у детей, при активном включении всех педагогов и сотрудников УДО, является максимально эффективным, способствует оптимальной коррекции речи, повышению уровня речевого развития.

свернуть